Сегодня: г.

Россияне знают, кто виноват в росте цен на бензин и обнищании страны

Россияне знают, кто виноват в росте цен на бензин и обнищании страны

Даже уменьшение акцизов на бензин вряд ли приведет к снижению цен на горючее. Такое неутешительное заявление сделала председатель Центрального банка РФ Эльвира Набиуллина в интервью Reuters.

«На наш взгляд, лучшим сценарием в этой ситуации может быть то, что остановится рост цен. Но в любом случае, мы исходим из того, что цены на бензин не будут расти такими высокими темпами, как в предыдущие месяцы», — цитирует агентство главу ЦБ.

Как пояснила Набиуллина, изначально планировалось, что уменьшение акцизов на бензин и дизельное топливо должно было бы привести к снижению цен по этим товарам примерно на 4−5%. Однако, скорее всего, этого не произойдет, потому что «в розничной торговле нефтепродуктами сейчас достаточно низкая маржа и, вероятно, снижение акцизов приведет к восстановлению маржи у розничных продавцов нефтепродуктов».

Рост цен на бензин, который начался весной, в мае достиг рекордных показателей и обогнал годовую инфляцию в пять раз. По сравнению с апрелем стоимость увеличилась на 5,6%, а с начала года горючее подорожало уже на 7,3%.

В конце мая вице-премьер Дмитрий Козак договорился с нефтяными компаниями о том, что они зафиксируют стоимость топлива на уровне 30 мая, а за это правительство с 1 июня снизит акцизы на 3 тыс. рублей за тонну бензина и на 2 тыс. рублей за тонну дизтоплива, чего давно добивались нефтяники. Эксперты, впрочем, говорят о том, что эти меры дадут отдачу не раньше чем через два-три месяца.

Не верят в снижение цен и россияне. Согласно опросу, проведенному 27−28 мая ВЦИОМ, в том, что рост продолжится, уверены 80% граждан. Около 83% респондентов считают, что рост цен на топливо ухудшит их материальное положение, а более половины полагают, что из-за этого у них могут возникнуть серьезные финансовые трудности.

Среди причин роста цен на топливо граждане чаще всего называют экономическую политику российских властей (66%), 21% списывают его на внешние факторы. Также россияне называют виноватых: 46% опрошенных считают, что это нефтяные компании, 40% обвиняют правительство, 19% — владельцев автозаправок. На четвертом месте оказался лично президент Владимир Путин (12%), и только на пятом — западные страны с санкциями (10%).

«Рост цен — одна из самых резонансных для населения экономических проблем. Причина — во всеобъемлющем характере последствий. Остроту проблеме придает извечный вопрос россиян: почему цены на бензин в России растут и тогда, когда стоимость нефти падает, и тогда, когда она растет», — отметил руководитель практики политического анализа и консультирования ВЦИОМ Михаил Мамонов.

В правительстве рост цен на бензин и дизтопливо объясняют ростом мировых цен на нефть. Как пояснил Дмитрий Козак в начале июня, если цены на нефть на внешних рынках выше, это «может делать его производство в России относительно невыгодным».

Депутат Госдумы Игорь Ананских заявил, что резкий рост цен на топливо может быть связан с тем, что стоимость нефти на бирже выросла, чем пользуются ее добытчики, импортируя «черное золото», а «выравнивают» прибыль, повышая цену бензина и дизеля в России. Такого же мнения придерживаются многие эксперты.

4 июня во время совещания с вице-премьерами Дмитрий Медеведев заявил, что проявление эгоизма со стороны компаний, занимающихся производством, поставками и продажей бензина, недопустимо. По словам премьера, прежде всего необходимо контролировать соблюдение уже достигнутых договоренностей, однако, в случае если этого будет недостаточно, правительство должно разработать комплекс оперативных мер.

Дмитрий Козак, в свою очередь, отметил, что дальнейший рост цен на бензин приведет к дополнительным расходам в таких секторах экономики, как сельское хозяйство, промышленность, транспорт и строительство, на сумму более 220 млрд руб. в год. Сейчас в этих областях экономики задействованы 35,6 млн человек, в то время как в нефтедобывающей отрасли работают 1,6 млн.

Однако вечером того же дня одна из крупнейших компаний отрасли «Роснефть» выпустила заявление, в котором сказано, что временное снижение ставки акцизов не решит проблем в переработке и на рынке нефтепродуктов. Зато обнуление к 2024 году экспортных пошлин на нефть, предусмотренное налоговым маневром, может повысить цены на топливо в России минимум в полтора раза.

На следующий день первый заместитель министра энергетики Алексей Текслер заявил, что разработанные правительством меры по изменению схемы налогообложения в нефтеперерабатывающей сфере (налоговый маневр) и снижение ставки акцизов позволят избежать резкого роста цен на бензин. Ряд экспертов также констатировали, что цены стабилизировались.

Однако другие аналитики согласны с Эльвирой Набиуллиной в том, что рост цен, в лучшем случае, удалось притормозить. Экономист, доцент кафедры финансовых рынков и финансового инжиниринга РАНХиГС при президенте России Сергей Хестанов считает, что в перспективе россиянам нужно готовиться к повышению стоимости топлива до европейской. Проблема в том, что доходы граждан растут далеко не такими же темпами.

— Скорее всего, Эльвира Набиуллина права. Причин повышения цен на бензин много, но самая актуальная заключается в том, что нефть подорожала, а с ней и бензин на внешних рынках, но рубль укрепился недостаточно. В результате цена бензина для нефтяных компаний в валюте на внутреннем рынке стала слишком низкой. Поэтому они более активно стали продавать не только нефть, но и нефтепродукты, в том числе бензин, на внешних рынках.

Снижение акцизов этот процесс притормозит, но проблему кардинально не решит. Потому что когда имеется возможность экспорта, компании всегда выбирают, где выгоднее продать товар. И сейчас сложилась такая ситуация, что продавать на внешних рынках всегда выгоднее.

«СП»: — Дмитрий Медведев на днях призвал нефтяные компании не быть эгоистами, «Роснефть», напротив, выпустила заявление, в котором пожаловалась, что их слишком давят налогами. Кто же прав?

— Нельзя назвать кого-то, кто однозначно прав или не прав в этой ситуации. С одной стороны, правда в том, что у нас бензин радикально дешевле чем в странах, которые являются нашими экономическими партнерами. С этой точки зрения слишком сильно давить на нефтяные компании вряд ли правильно. С другой стороны, уровень доходов у большинства россиян таков, что оплачивать бензин по зарубежным ценам для них, мягко говоря, накладно.

Правительство находится меж двух огней. С одной стороны, необходимо заботиться о внутреннем потребителе, с другой, им понятно, что сильно ущемлять интересы нефтяных компаний нежелательно.

«СП»: — Что же предпримут власти?

— Скорее всего, будет найден какой-то компромисс. Правительство снизит акцизы, что притормозит рост цен. Но полностью его останавливать не будут. И медленно и постепенно по большинству позиций мы достигнем европейских цен, но процесс этот займет 5−10 лет. Кстати говоря, по большей части товарных групп у нас уже вполне европейские цены. Это касается одежды, электроники, продовольствия. Со временем это, скорее всего, ждет и бензин.

«СП»: — То есть рассчитывать на снижение цен уже не стоит?

— На короткое время все может быть. Волевым решением с помощью того же ФАС можно добиться какого-то эффекта. Но на длительном временном промежутке рынок свое возьмет, нравится это нам или нет.

Эксперт-аналитик АО «Финам» Алексей Калачев также не верит в снижение цен на топливо, но обнадеживает, что с июля они могут стабилизироваться.

— Есть три главных фактора, влияющих на рынок топлива в нашей стране. Первый — это акцизы. Второй — это соотношение валютного курса и мировых цен на нефть. На самом деле этот фактор сейчас вышел на первое место. И третий — это экспортные пошлины. Этот фактор задает разницу между экспортной и внутренней ценой. Если убрать экспортные пошлины, внутренняя цена тут же начнет расти, чтобы сравняться с экспортной. Или же нефть с внутреннего рынка просто уйдет и возникнет дефицит, которого пока нет. Если поднять пошлины, внутренняя цена снизится.

Но, судя по всему, пошлины пока не планируют повышать, напротив, собираются снижать. Что касается валютного курса, тут все в руках Эльвиры Набиуллиной. Но, похоже, ЦБ не собирается предпринимать меры по укреплению рубля и будет поддерживать его в ослабленном состоянии. Значит, этот фактор тоже не будет работать на снижение стоимости бензина. Но поскольку курс рубля перестал падать, а цена нефти — расти, в ближайшее время можно ожидать стабилизации на рынке.

«СП»: — А снижение акцизов?

— Акциз должен быть снижен почти на треть. Такое снижение дает приблизительно 2,20 рублей на литр бензина и 1,70 рублей на литр дизтоплива. Это не так много, если учесть, что оптовые цены не намного отличаются от розничных. Но снижение акцизов позволит создать между ними небольшой зазор и приостановить рост цен. Остальное будет зависеть от курса рубля и стоимости нефти.

«СП»: — Судя по новостям, в правительстве обсуждается и вариант повышения экспортных пошлин, хотя по изначальному плану они должны быть отменены. К чему может в итоге склониться кабмин?

— Пока правительство планирует обнулить экспортную пошлину, но ввести так называемый обратный акциз, когда производителям высококачественного топлива будут возмещать из бюджета часть средств, которые будут обеспечивать экономическую рентабельность для производства бензина и его продажи на внутреннем рынке.

Сегодня внутренние цены на нефть отличаются от внешних примерно на треть именно благодаря экспортной пошлине. Если ее отменить, цены почти сравняются, это именно то, о чем заявила «Роснефть». Если мы хотим задержать рост цен, мы должны эту разницу в цене увеличить. Если хотим полностью привязать цены к внешнему рынку, экспортную пошлину нужно обнулить.

Насколько я понимаю, сейчас эти вопросы еще будут обсуждаться. У нас уже посчитали, сколько выиграет бюджет от обнуления пошлин и роста ставок налога на добычу природных ископаемых. Но никто еще не подсчитал, какие расходы будут по обратному акцизу, потому что этот механизм еще не разработан.

«СП»: — Пока ведется обсуждение, чего ждать от цен на бензин в ближайшие месяцы?

— Думаю, стабилизации. Цены вряд ли заметно пойдут вниз, разве что нефть просядет, а рубль укрепится. Но жизненный опыт говорит, что цены на топливо почти никогда не снижаются. Поэтому в лучшем случае можно ожидать, что они застопорятся на нынешнем уровне. Для этого все предпосылки есть, и с июля можно быть спокойными в плане роста цен, по крайней мере, на какое-то время.

Источник

© 2018, worldnews.su новости, новости мира, последние новости, новости сегодня. Все права защищены.

 
Статья прочитана 4 раз(a).
 

Еще из этой рубрики:

 

Здесь вы можете написать отзыв

* Текст комментария
* Обязательные для заполнения поля